ТРОИЦКИЙ ХРАМ - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Ярославская и Ростовская епархия Ярославский сельский округ с. Введенье
ТРОИЦКИЙ ХРАМ

Краткое объяснение на Божественную Литургию в вопросах и ответах

 

КРАТКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НА БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГIЮ ВЪ ВОПРОСАХЪ И ОТВЕТАХЪ 
составленное священникомъ
НИКИФОРОМЪ ВОСТОКОВЫМЪ

"Уникальное издание, раскрывает глубинную суть и особенности Православного церковного богослужения. Книга адресована самому широкому кругу читателей".
Отъ Московскаго Комитета Духовной Цензуры печатать дозволяется. 1864 года Марта 28 дня. 
 Цензоръ Архимандритъ Никодимъ.
издание третiе.
(Изд. Г. К – ВА.)
МОСКВА 1864.
Въ Сvнодальной Типографiи.



ОГЛАВЛЕНIЕ

Беседа первая (вступiтельная). "О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГIИ ИЛИ ОБЕДНЕ ВООБЩЕ".
Беседа вторая. "О НАЧАЛЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГIИ ИЛИ ОБЕДНЕ".
Беседа третiя. "О ВЫХОДЕ ДIАКОНА ИЗЪ АЛТАРЯ НА АМВОНЪ, О ВЕЛИКОЙ ЭКТЕНIИ И О СВЯЩЕННИЧЕСКИХ ВОЗГЛАСАХЪ".
Беседа четвертая. "О МАЛОМЪ ВЫХОДЕ СО СВЯТЫМ ЕВАНГЕЛIЕМЪ".
Беседа пятая. "О ТРИСВЯТОЙ ПЕСНИ".
Беседа шестая. "О ЧТЕНIИ СВЯТАГО АПОСТОЛА И СВЯТАГО ЕВАНГЕЛIЯ".
Беседа седьмая. "О СУГУБОЙ ЭКТЕНIИ И ОБЪ ИЗВЕДЕНIИ ОГЛАШЕННЫХЪ ИЗЪ ЦЕРКВИ".
Беседа осьмая. "О ВЕЛИКОМЪ ВХОДЕ СО СВЯТЫМИ ДАРАМИ".
Беседа девятая. "ОБЪ ЭКТЕНIИ ПОСЛЕ ВЕЛИКАГО ВХОДА, ИЛИ ОБЪ АНГЕЛЕ ХРАНИТЕЛЕ".
Беседа десятая. "О СНЯТIИ ВОЗДУХА ИЛИ БОЛЬШАГО ПОКРОВА СЪ ЧЕСТНЫХЪ ДАРОВЪ, И О КОЛЕБАНIИ ЭТИМЪ ВОЗДУХОМЪ ВО ВРЕМЯ ПЕНIЯ ВЕРУЮ".
Беседа одиннадцатая. "О ВОСПОМИНАНIИ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ, И О СОВЕРШЕНIИ ТАИНСТВА СВЯТАГО ПРИЧАЩЕНIЯ".
Беседа двенадцатая. "О ВЕЛИЧАНIИ БОЖIЕЙ МАТЕРИ, О МОЛИТВЕ ЗА ЖИВЫХЪ И УМЕРШИХЪ И О ПРИГОТОВЛЕНIИ КЪ ПРИНЯТIЮ СВЯТЫХЪ ТАИНЪ".
Беседа тринадцатая. "О ПОЯВЛЕНIИ СВЯТЫХЪ ДАРОВЪ ПРЕДСТОЯЩИМЪ И О ПРИНЯТIИ СВ. ТАИНЪ".
Беседа четырнадцатая. "О ПЕРЕНЕСЕНIИ СВЯТЫХЪ ДАРОВЪ СЪ ПРЕСТОЛА НА ЖЕРТВЕННИКЪ".
Беседа пятнадцатая. "О КОНЦЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГIИ ИЛИ О ВЫХОДЕ ИЗЪ ЦЕРКВИ".
ЗАКЛЮЧЕНIЕ
Молитва о Государе




БЕСЕДА ПЕРВАЯ
(ВСТУПИТЕЛЬНАЯ)
1. О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГIИ ИЛИ ОБЕДНЕ ВООБЩЕ.
Православные христiане!
Многiе изъ васъ почти неупустительно ходятъ къ Службе Божiей, — и Господь наградитъ васъ за это; но много ли изъ васъ найдется такихъ, которые бы хорошо понимали слова и действiя священника или дiакона, напримеръ, во время Обедни? Кажется не многiе. А потому я намеренъ, при помощи Божiей, объяснить вамъ Божественную Литургiю или, какъ вы называете ее, Обедню, дабы вы могли стоять и молиться въ церкви Божiей съ большимъ благоговенiемъ и съ большею пользою. Понимать хорошее всегда полезно, а темъ более понимать Службу Божiю. Поясняя Обедню мы будемъ извлекать изъ нея для себя и назиданiе.
Но прежде, чемъ мы примемся за объясненiе, я нужнымъ считаю сказать вамъ о Божественной Литургiи или Обедни вообще.
И Вечерня и Утреня, такъ же какъ и Обедня называются Службой Божiей; но Обедня отличается отъ этихъ Службъ Божiихъ темъ что во время ея совершается Великое Таинство Святаго Причащенiя, то есть, хлебъ и вино пресуществляются Духомъ Божiимъ въ истинное Тело и въ истинную Кровь Христовы.
Божественную Литургiю или Обедню установилъ Самъ Господь нашъ Iисусъ Христосъ, на Тайной Вечери. Iисусъ Христосъ, предъ страданiями Своими, взошелъ въ пространную и убранную горницу, воздалъ хвалу Богу, взявши хлебъ, преломилъ его, и подавая его ученикамъ, сказалъ: прiимите, ядите, сiе есть Тело Мое. — Потомъ, подавая имъ чашу съ виномъ, сказалъ: пiйте отъ нея вси: сiя бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многiя изливаемая, во оставленiе греховъ (Матф. гл. 26, ст. 26-28). Причастивъ Апостоловъ, Iисусъ Христосъ повелелъ имъ тоже самое делать въ Его воспоминанiе: сiе творите въ Мое воспоминанiе, сказалъ Онъ имъ. Эту первую Литургiю, которая называется Тайною Вечерiю, Iисусъ Христосъ съ Апостолами окончилъ проповедiю пенiемъ и молитвою (Iоан. гл. 13, Мф. гл.26, 3)
Какъ совершилъ Господь нашъ первую Литургiю, и какъ Онъ повелелъ совершать ее Апостоламъ, такъ она и совершается въ нашей Православной Церкви неизменно до сего времени. Вникните попристальнее. Iисусъ Христосъ совершилъ Литургiю въ пространной и убранной горнице. Стало быть, для совершенiя Божественной Литургiи, нуженъ пространный и украшенный домъ: этотъ домъ мы называемъ церковiю, которую украшаемъ священными изображенiями или иконами.
Iисусъ Христосъ, предъ совершенiемъ Святаго Таинства воздалъ хвалу Богу. Въ нашей Церкви такъ и делается: священникъ во время Литургiи прославляетъ и благодаритъ Бога хвалебными возгласами и тайными молитвами.
Iисусъ Христосъ совершилъ Таинство Святаго Причащенiя на хлебе и вине. У насъ такъ и делается: хлебъ этотъ у насъ называется просфорою, вино же бываетъ лучшее виноградное. Тайная Вечеря была окончена проповедiю, пенiемъ и молитвою, и у насъ при Литургiи молятся, поютъ и сказываютъ проповедь.
Iисусъ Христосъ, при совершенiи Литургiи, повелелъ совершать ее Апостоламъ въ Его воспоминанiе. Это повеленiе Спасителя у насъ исполняется въ самой точности: каждое действiе, каждый обрядъ и каждый стихъ напоминаютъ намъ, во время Литургiи, объ Iисусе Христе.
При этомъ должно еще помнить, что Литургiю никто не можеть совершать, какъ только одни избранные и посвященные на то мужи: именно, Архiереи и посвященные отъ нихъ священники, какъ имеющiе на то законную власть, которая передается имъ отъ самихъ Апостоловъ, а стало-быть и отъ Самаго Бога. Какъ это? спросите вы. А вотъ какъ: Апостолы избрали вместо себя достойныхъ мужей (2 Тим. гл. 2) и посвятили ихъ, —кого въ Архiерея, кого во священника, и передали имъ власть совершать Таинства; а эти достойные мужи передали эту власть другимъ достойнымъ. И такимъ образомъ эта власть совершать Таинства съ техъ поръ передается въ нашей Православной Церкви другъ отъ друга, то есть, отъ однихъ Архiереевъ на другихъ, а отъ нихъ и на священниковъ, — передается до сего времени и будетъ передаваться до скончанiя века.
Видите, братiя, какъ наша Православная, Церковь свято и нерушимо исполняетъ установленiе и повеленiе своего Господа и Спасителя! Поэтому Литургiя Православной Церкви и называется святейшею.
Скажу вамъ еще: мы не будемъ говорить съ вами о той части Литургiи, въ которой приготовляется хлебъ и вино для совершенiя Таинства Св. Причащенiя. Она совершается тайно — невидимо для глазъ вашихъ. А мы будемъ говорить большею частiю о томъ, что вы видите и слышите, и говорить будемъ въ вопросахъ и ответахъ такъ, какъ будто бы я кого-нибудь изъ васъ‚ спрашиваю, а онъ отвечаетъ на мой вопросъ. Такое объясненiе, кажется, будетъ легче для вашего понятiя.
И такъ мы начнемъ, испросивъ Божiе благословенiе.




БЕСЕДА ВТОРАЯ
2. О НАЧАЛЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГIИ ИЛИ ОБЕДНИ

Какъ начинается Литургiя или Обедня?
Когда прочитаютъ часы, тогда открывается церковная завеса и дiаконъ, покадивши алтарь, выходитъ на амвонъ, молится предъ Царскими дверьми и громко возглашаетъ: Благослови Владыко!
Но что ты видишь въ алтаре еще прежде дiаконскаго выхода?
Когда откроется церковная завеса, тогда въ алтаре видно, что священникъ и дiаконъ кланяются предъ престоломъ, и при этомъ священникъ целуетъ Евангелiе и престолъ.
Не знаешь ли ты, что говоритъ въ это время священникъ?
Прочитавши молитву, Царю небесный, священникъ два раза говоритъ: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человецехъ благоволенiе (Лук. гл.2 ст.14). И потомъ: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестятъ хвалу Твою.
Что онъ воспоминаетъ этими словами?
Священникъ воспоминаетъ и прославляетъ этими словами Рождество Господа нашего Iисуса Христа; потому что эти слова пели Св. Ангелы въ ту самую ночь, когда родился Iисусъ Христосъ.
Что означаетъ престолъ и Евангелiе на престоле въ то время, когда священникъ кланяется предъ нимъ и говоритъ: Слава въ вышнiхъ Богу?
Престолъ означаетъ въ это время те ясли, въ которыхъ лежалъ Iисусъ Христосъ повитый пеленами; а Евангелiе на престоле означаеть Самого Iисуса Христа, принявшаго на Себя плоть человеческую. Потому-то священникъ и целуетъ въ это время прежде Евангелiе, какъ Самого Христа, а потомъ уже и престолъ, какъ ясли, изъ благоговенiя къ Тому, Кто въ нихъ лежалъ.
И такъ, когда открывается церковная завеса и священникъ кланяется предъ престоломъ, что ты долженъ тогда вспомнить?
Я долженъ тогда вспомнить, какъ Сынъ Божiй сходилъ для нашего спасенiя на землю, облекался въ плоть нашу, былъ младенцемъ; долженъ вспоминать это, и благодарить Его отъ всего сердца за такую любовь Его къ намъ грешникамъ. Безъ Iисуса Христа мы все погибли бы навеки.
Прежде, чемъ дiаконъ выходитъ изъ алтаря на амвонъ, что онъ делаетъ?
Дiаконъ, для начатiя Обедни, прежде всего проситъ у священника благословенiя.
Этимъ действiемъ дiакона чему научаетъ тебя Св. Церковь?
Этимъ действiемъ дiакона Святая Церковь научаетъ меня тому, что каждое дело я долженъ начинать съ благословенiя Божiя, напр.: пахать ли я хочу, или сеять; учиться ли чему хочу; въ дорогу ли собираюсь, или другое что хочу делать исключая, разумеется, худаго дела; я долженъ прежде перекреститься и сказать: Господи благослови! Безъ благословенiя Божiя никогда не бываетъ хорошаго успеха.


БЕСЕДА ТРЕТIЯ
3. О ВЫХОДЕ ДIАКОНА ИЗЪ АЛТАРЯ НА АМВОНЪ, О ВЕЛИКОЙ ЭКТЕНIИ И О СВЯЩЕННИЧЕСКИХ ВОЗГЛАСАХЪ.

Кого напоминаетъ тебе дiаконъ, когда онъ выходитъ изъ алтаря и громко возглашаетъ: Благослови Владыко!
Дiаконъ, напоминаетъ мне Вифлеемскихъ пастуховъ, которые, поклонившись Младенцу Iисусу, вышли изъ пещеры, хваля и благодаря Бога (Лук. гл. 2, ст. 20), и рассказывали о Рождестве Христовомъ всемъ своимъ знакомымъ. Такъ и дiаконъ, подражая имъ, выходить изъ алтаря какъ изъ пещеры, и предъ всеми прославляетъ Господа, громко возглашая: Благослови, Владыко! то есть прославь, восхвали Господа.
Что на это отвечаетъ дiакону священникъ?
Священникъ также громко прославляетъ Бога хвалебнымъ возгласомъ: Благословенно, то есть, славно царство Отца и Сына и Святаго Духа‚ ныне и присно, и во веки вековъ!
Что отвечаютъ на этотъ и на всякiй хвалебный возгласъ священника предстоящiе христiане?
На этотъ и на все хвалебные возгласы священника предстоящiе христiане отвечаютъ словомъ: Аминь, то есть, правда!
После сего что начинаетъ дiаконъ?
После сего дiаконъ начинаетъ великую эктенiю: Миромъ Господу помолимся.
Что значитъ великая эктенiя?
Великая эктенiя есть продолжительная молитва, разделенная на несколько прошенiй.
Что значитъ, миромъ Господу‚ помолимся?
Миромъ Господу молиться значитъ то, что мы, во время молитвы, не должны думать ни о чемъ постороннемъ, что можетъ развлечь благочестивыя мысли наши; а въ особенности миромъ Господу молиться значитъ то, что мы, приступая къ молитве, должны помириться со всеми, которые чемъ-либо обидели насъ, или кого мы обидели сами; потому что безъ мира и согласiя Господь не приметъ молитвы нашей. Самъ Iисусъ Христосъ говоритъ намъ: “когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отецъ вашъ небесный простилъ вамъ согрешенiя ваши. Если же вы не простите, то и Отецъ вашъ небесный не проститъ вам согрешенiй вашихъ (Марк. гл.11, ст.25 и 26)”
Какiя прошенiя ты запомнилъ въ великой эктенiи?
Въ великой эктенiи есть прошенiя: о Государе Императоре и всей Царской Фамилiи, о всей Палате, то есть, обо всехъ начальникахъ, и о воинстве; — есть также прошенiя о святомъ храме; и о техъ, которые стоять въ немъ съ благоговенiемъ и страхомъ Божiимъ; — о Святейшемъ Сvноде — объ Архiерее, о священникахъ и дiаконахъ, о всемъ причте и обо всехъ людяхъ, — также о плавающихъ, путешествующихъ, о больныхъ и плененныхъ на войне или другимъ какимъ-либо образомъ.
Кто намъ велелъ такъ молиться?
Такъ молиться намъ велели сами Апостолы, которые были научены тому отъ Самого Iисуса Христа. Апостолъ Павелъ пишетъ въ одномъ месте къ христiанамъ: “Молю убо прежде всехъ творити молитвы, моленiя, прошенiя, благодаренiя, за вся человеки: за царя, и за всехъ, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житiе поживемъ. (1. Тимоф. гл. 2‚ ст.1-2)”
Что поютъ предстоящiе христiане после каждаго прошенiя?
После каждаго прошенiя предстоящiе христiане поютъ: Господи помилуй, то есть: Господи, прости насъ грешныхъ и услышь молитвы наши!
Чемъ оканчиваетъ дiаконъ великую эктенiю?
Въ конце великой эктенiи дiаконъ вспоминаетъ или призываетъ въ помощь Пресвятую Богородицу, какъ самую сильную ходатаицу за насъ у Бога, а съ Нею вместе призываетъ въ помощь и всехъ Святыхъ, которые какъ друзья Божiи, могутъ также ходатайствовать за насъ у Бога; а призвавши въ помощь Богородицу и всехъ Святыхъ, дiаконъ‚ убеждаетъ насъ предать Христу Богу самихъ себя и другъ друга и весь животъ нашъ, то есть, все прошенiя наши и всю жизнь нашу.
Что значитъ предаваться Христу Богу?
Предаваться Христу Богу значитъ во всемъ положиться на волю Божiю, — то есть, при молитве о земныхъ благахъ, мы должны думать такъ: если Ты, Господи, хочешь исполнить наши прошенiя, то исполни; а если не хочешь, то не исполняй, — какъ Тебе угодно!
Почему при молитве о земныхъ благахъ нужно полагаться на волю Божiю?
Потому что мы, по-неведенiю, иногда просимъ того, что можетъ повредить намъ; а Богъ лучше насъ знаетъ, что намъ должно получить, и чего не должно: Онъ всеведущъ, и впередъ знаетъ, что съ нами можетъ случиться. Стало быть, что Богъ делаетъ съ нами, то все для насъ хорошо; потому что Онъ милосердъ, и желаетъ намъ одного только добра. А потому я долженъ съ певцами сказать: Тебе Господи! то есть: да будеть со мною воля Твоя, Господи! Ты лучше меня знаешь, что для меня будетъ полезно; а потому и теломъ и душею предаюсь въ волю Твою!
Чемъ оканчиваетъ великую эктенiю, да и вообще все молитвы священникъ?
Великую эктенiю и вообще все молитвы священникъ оканчиваетъ хвалебнымъ возгласомъ, или славословiемъ Отцу и Сыну и Святому Духу.
Чему научаетъ тебя Святая Церковь хвалебными возгласами?
Хвалебными возгласами Святая Церковь научаетъ меня тому, что я, по окончанiи каждаго добраго дела, долженъ воздать хвалу и благодаренiе Господу Богу; безъ Его помощи я ничего, не могъ бы сделать; мы Богомъ движемся и существуемъ, говоритъ слово Божiе. А потому, после каждаго дела, я долженъ перекреститься и сказать: слава Богу, — или слава Тебе, Господи!




БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ
4. О МАЛОМЪ ВЫХОДЕ СО СВЯТЫМ ЕВАНГЕЛIЕМЪ

Почему входъ со Св. Евангелiемъ называется малымъ?
Входъ со Св. Евангелiемъ называется Малымъ для отличiя оть Великаго входа со Св. Дарами, который бываетъ во время пенiя Херувимской песни.
Расскажи мне, какъ бываетъ Малый входъ со Св. Евангелiемъ?
Малый входъ бываетъ такъ: отворяются Царскiя двери, на клиросе читаютъ ученiе Iисуса Христа о девяти блаженствахъ, то есть, о томъ, кто, будеть блаженъ въ будущей жизни, также и приличные дню стихиры; потомъ дiаконъ идетъ боковыми дверьми со Святымъ Евангелiемъ, впереди его несется светильникъ; дiаконъ съ Евангелiемъ останавливается въ Царскихъ дверяхъ и, поднимая его несколько вверхъ, возглашаетъ: премудрость! - прости! а предстоящiе поютъ: прiидите поклонимся и припадемъ ко Христу, спаси насъ Сыне Божiй.
Что напоминаетъ намъ Малый входъ со Св. Евангелiемъ?
Малый входъ со Святымъ Евангелiемъ, напоминаеть намъ о томъ, какъ Iисусъ Христосъ, вскоре после крещенiя, началъ всенародно проповедывать Свое спасительное ученiе.
Что означаетъ при Маломъ входе выносимое Евангелiе?
Евангелiе при Маломъ входе означаетъ Самого Iисуса Христа, который ходилъ по городамъ и селамъ Галилеи, Самарiи, Iудеи, и училъ тамъ народъ, говоря: покайтеся и веруйте во Евангелiе (Марк. гл. 1, ст. 15).
Что означаетъ при Маломъ входе светильникъ, который несется впередъ Евангелiя?
Светильникъ при Маломъ входе напоминаетъ намъ великаго Пророка и Крестителя Господня Iоанна, который шелъ впереди Iисуса Христа и свидетельствовалъ о Немъ, какъ о Сыне Божiемъ. Самъ Iисусъ Христосъ назвалъ Пророка свтильникомъ горящимъ и светящимъ (Ев. Iоан. гл. 5, ст.3З).
Почему Iоаннъ Креститель называется светильникомъ?
Потому что при Iоанне Крестителе, какъ при светильнике, Iудеи должны были видеть въ Iисусе Христе не простаго человека, но Сына Божiя. Iоаннъ говорилъ объ Iисусе Христе какъ о Сыне Божiемъ, Которому онъ недостоинъ развязать и ремень у сапоговъ его; но Iоаннъ былъ Великiй Пророкъ Божiй, какъ и все Iудеи признавали его; поэтому они должны были поверить ему: потому что Пророкъ, какъ посланникъ Божiй, не можетъ лгать. Самъ Iисусъ Христосъ ссылался на Iоанна, какъ на такой светильникъ, при которомъ Iудеи должны были видеть истину. Онъ сказалъ Iудеямъ: вы посылали ко Iоанну, и он засвидетельствовалъ о Истине, то есть о томъ, что Я Тотъ Самый, Котораго вы ждете.
Еще что означаетъ светильникъ предъ Евангелiемъ?
Светильникъ предъ Евангелiемъ означаеть еще то, что Евангельское ученiе есть светъ всему мiру. Какъ светильникъ прогоняетъ тьму и освещаетъ то место, где онъ находится такъ и Евангельское ученiе просвещаетъ те страны, где оно проповедуется. Безъ Евангельскаго ученiя, какъ безъ светильника, мы не могли бы видеть истины, то есть узнать истиннаго Бога.
Что означаетъ возглашенiе дiакона въ Царскихъ дверяхъ: премудрость! — прости?
Дiаконъ, поднимая въ Царскихъ дверяхъ Евангелiе, какъ бы такъ, говоритъ: “вотъ, христiане, та Книга, въ которой находится Божественная‚ премудрость, указывающая намъ путь ко дверямъ Царства Небеснаго, а потому, будьте прости! — то есть, правы, отбросьте отъ себя грешныя мысли и суетныя желанiя ваши, а обратите все ваше вниманiе на Службу Божiю, и съ благоговенiемъ поклонитесь Господу; Который далъ намъ Святое Евангелiе...“ Поэтому предстоящiе христiане, въ знакъ благодарности и покорности Евангельскому ученiю, и поютъ: прiидите поклонимся и припадемъ ко Христу.
И такъ что ты долженъ подумать во время Малаго входа со Св. Евангелiемъ?
Смотря на Св. Евангелiе, какъ на Самаго Iисуса Христа-проповедующаго я долженъ вспомнить что-нибудь изъ проповеди его, — въ особенности же я долженъ вспомнить, каковъ, по ученiю Iисуса Христа, долженъ быть христiанинъ, и что онъ долженъ делать, чтобы получить вечное блаженство. А для этого, смотря на Евангелiе, я долженъ представить себе, что и мне Iисусъ Христосъ говоритъ такъ: “если ты ничемъ не гордишься и терпишь несчастiя твои съ надеждою на Бога, и сокрушаешься о грехахъ твоихъ; если будешь удерживаться отъ гнева, — будешь со смиренiемъ переносить обиды и безъ ропота повиноваться начальству; если будешь дорожить Моимъ ученiемъ и съ охотою будешь исполнять законъ Мой; если будешь помогать въ беде несчастному; если не будешь замышлять ничего зловреднаго въ сердце твоемъ; если будешь стараться не только самъ жить въ мире съ ближними, но, по-возможности, и другихъ мирить поссорившихся между собою; если будешь терпеть притесненiя за честность и за высказанную тобою правду, — и если что-либо будешь терпеть за Меня: то, будь уверенъ, Я дамъ тебе такой прiятный покой и такiя сокровища, какихъ не было и не будетъ во всемъ мiре, и этими сокровищами ты будешь наслаждаться, вечно!”


БЕСЕДА ПЯТАЯ.
5. О ТРИСВЯТОЙ ПЕСНИ.

Что делають священникъ, и дiаконъ прежде начатiя Трисвятой песни?
Приготовляясь къ пенiю Трисвятой песни, священникъ прежде самъ прославляетъ святость Господа хвалебнымъ возгласомъ: яко святъ еси Боже нашъ.., а дiаконъ, ставши предъ иконою Спасителя, громко возглашаетъ: Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны! то есть: Господи, сохрани отъ всякой беды Благочестивейшаго Государя нашего и весь царствующий домъ Его, и всехъ православныхъ христiанъ, и услыши молитвы наши, дабы мы, въ тишине и спокойствiи, могли достойно петь Тебе Трисвятую Ангельскую песнь до скончанiя века! И въ знакъ этого дiаконъ, делая рукою какъ бы кругъ, который означаеть вечность (потому что кругъ не имеетъ ни начала, ни конца), громко произноситъ: и во веки вековъ!
Какъ поется Трисвятая песнь? 
Трисвятая песнь поется такъ: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй насъ!
Почему Трисвятая песнь называется Ангельскою песнiю?
Потому что эта песнь взята съ неба отъ самихъ Ангеловъ, которые поютъ ее предъ престоломъ Святаго всемогущаго и безсмертнаго Царя славы.
Когда и какъ Трисвятая песнь взята съ неба?
Во время благочестиваго Царя Феодосiя и сестры его Царевны Пульхерiи, случилось въ Грецiи страшное землетрясенiе, такъ что во многихъ местахъ села и малые города провалились въ землю, и некоторые источники и реки вдругъ высохли, а на сухихъ и безводныхъ местахъ потекли воды. И когда въ самомъ Цареграде попадали многiя строенiя; тогда Царь Феодосiй и Царевна Пульхерiя упросили Святаго Патрiарха Прокла помолебствовать въ поле. И когда весь народъ съ Царемъ и Патрiархомъ умоляли Господа въ поле, чтобы Онъ умилостивился надъ ними и утишилъ землетрясенiе; тогда вдругъ, изъ средины народа, предъ глазами всехъ, поднялся одинъ мальчикъ вверхъ и поднимался все выше и выше. Все смотрели съ великимъ удивленiемъ на это чудо до техъ поръ, пока совсемъ не видно стало мальчика. Но чрезъ несколько времени мальчикъ опять опустился на землю. Когда стали спрашивать его: что онъ виделъ или слышалъ на небе? Мальчикъ‚ отвечалъ: я слышалъ, пенiе Ангеловъ, которые пели: Святый Боже, Святый Крепкiй, Святый Безсмертный, помилуй насъ (въ житiи Святаго Патрiарха Прокла, месяцъ Ноябрь, 20 день) и мальчикъ, тотчасъ умеръ. Тогда весь народъ началъ петь эту Ангельскую песнь и Господь скоро умилостивился надъ ними, и тотчасъ утишилъ землетрясенiе. Съ техъ поръ эта Ангельская песнъ поется, христiанами до сего времени и будетъ петься до скончанiя века.
Чему научаетъ тебя исторiя о Трисвятой песни?
Изъ исторiи о Трисвятой песни видно: во 1-хъ, что молебствiя въ поле начались съ самыхъ древнихъ временъ; поэтому и мы, во время бедствiй или насланiй Божiихъ, должны молебствовать не только въ церкви, но и подъ открытымъ небомъ — въ поле. Во 2-хъ, изъ исторiи о Трисвятой песни видно, что молебствiя въ поле бываютъ прiятны Богу, и скоро умилостивляютъ Его, когда, знатный и низкiй, богатый и убогiй, все вместе молятся Ему съ сокрушеннымъ и смиреннымъ сердцемъ.
Что ты долженъ подумать въ то время, когда поютъ Трисвятую песнь?
Слушая пенiе Трисвятой песни, я долженъ представить себе, какъ Святые Ангелы съ благоговенiемъ и трепетомъ поютъ эту песнь предъ Святейшимъ и Всемогущимъ Богомъ, и при этой мысли долженъ самъ также съ благоговенiемъ поклониться Святому, Крепкому и Безсмертному Господу Богу.

БЕСЕДА ШЕСТАЯ.
6. О ЧТЕНIИ СВЯТАГО АПОСТОЛА И СВЯТАГО ЕВАНГЕЛIЯ

Что напоминаетъ намъ чтенiе Святаго Апостола?
Чтенiе Апостола напоминаетъ намъ, что Iисусъ Христосъ, проповедуя Самъ, послалъ и учениковъ Своихъ на проповедь. Онъ послалъ ихъ предъ лицемъ Своимъ по два во всякiй городъ, и место, куда Самъ хотелъ идти, (Лук. гл.9, ст. 1-6. Лук. гл. 10, ст. 1). Но Апостолы, проповедуя словесно, проповедывали, по вознесенiи Господнемъ, и письменно: они посылали къ христiанамъ такiя письма или посланiя, въ которыхъ они учатъ насъ, какъ мы должны веровать въ Бога, какъ жить и что должны делать, чтобы получить вечное блаженство.
Какъ, мы должны слушать чтенiе Апостольскихъ посланiй?
Чтенiе Апостольскихъ посланiй мы должны слушать со вниманiемъ, какъ самихъ Апостоловъ. Это внушаетъ намъ и дiаконъ, когда онъ, предъ чтенiем, Алостола, произноситъ: вонмемъ! — то есть, будемъ слушать со вниманiемъ Божественную премудрость; потому что Апостолы написали намъ то, что передалъ имъ Самъ Господь нашъ Iисусъ Христосъ, и что внушалъ имъ Духъ Святый.
А когда ты не понимаешь чтенiя Апостола, тогда ты что долженъ подумать во время чтенiя его?
Когда я не понимаю чтенiя Апостола, тогда я долженъ вспомнить хотя одно или два наставленiя; напримеръ, я долженъ подумать такъ: ”Вотъ мне читаютъ ученiе Апостола, — онъ приказываетъ мне бояться Бога, почитать Царя, повиноваться начальству, платить исправно подати, любить ближняго, то есть, всякаго человека, и не пьянствовать... (Петр. гл. 2, ст. 17. Рим гл. 13, ст. 1, 2, 7 и 8 Ефес. гл. 5, ст. 18). Господи, помоги мне все это исполнить, чтобы Апостолы заступились за меня тогда, когда мы все явимся на судъ Твой”.
Что означаетъ чтенiе Святаго Евангелiя?
Чтенiе Святаго Евангелiя означаетъ то, что Iисусъ Христосъ посылая напередъ Апостоловъ, и Самъ вскоре шелъ за ними въ те города и села, въ которые Онъ посылалъ ихъ. Поэтому, чтенiе Апостола бываетъ прежде, а потомъ уже и чтенiе Св. Евангелiя, которое означаетъ Самого Iисуса Христа, и потому-то, по окончанiи Апостола, предъ чтенiемъ Евангелiя, поется песнь Аллилуiя, которая значитъ въ это время Господь идетъ, —хвалите Его (Нов. Скр. Св. Герм.).
Что напоминаетъ тебе дiаконъ, когда онъ предъ чтенiемъ Евангелiя кадитъ?
Этимъ кажденiемъ дiаконъ‚ напоминаеть мне, что отъ Евангельскаго ученiя распространяется благодать Святаго Духа по всему мiру также, какъ благовонный дымъ отъ кадила, распространяется по всей церкви.
Почему предъ чтенiемъ и после чтенiя Евангелiя предстоящiе христiане поютъ: слава Тебе Господи, слава Тебе?
Въ 1-хъ, потому, что въ Евангелiи находятся самыя лучшiя и радостныя для насъ вести; а когда мы слышимъ какую-либо радостную для насъ весть, тогда мы, обыкновенно, говоримъ: слава Богу! — или: слава Тебе, Господи!
Во 2-хъ, потому, что изъ Евангелiя мы узнаемъ, что Господь нашъ Iисусъ Христосъ есть Самый величайшiй благодетель нашъ, какихъ никогда не было и не будетъ, а благодетелей мы всегда должны хвалить и благодарить.
Какая самая радостная для насъ весть находится въ Евангелiи?
Самая радостная для насъ весть во Святомъ Евангелiи есть та, что Iисусъ, Христосъ Сынъ Божiй, сошелъ для насъ на землю, принялъ на Себя наше естество, то есть душу и тело, пострадалъ и умеръ за грехи наши, и спасаетъ всехъ кающихся грешниковъ, не исключая и самыхъ величайшихъ; а потому, предъ чтенiемъ и после чтенiя Святаго Евангелiя, я отъ всего сердца долженъ сказать: слава Тебе, Господи, слава Тебе!


БЕСЕДА СЕДЬМАЯ.
7. О СУГУБОЙ ЭКТЕНIИ И ОБЪ ИЗВЕДЕНIИ ОГЛАШЕННЫХЪ ИЗЪ ЦЕРКВИ.

Что произноситъ дiаконъ после чтенiя Святаго Евангелiя?
После чтенiя Святаго Евангелiя, дiаконъ произноситъ сугубую, то есть, прилежнейшую эктенiю: рцемъ вси отъ всея души...
Почему эта эктенiя называется сугубою, или прилежнейшею?
Потому что, после каждаго прошенiя этой эктенiи, Господи помилуй поется‚ трижды (усугубляется).
Какiя прошенiя находятся въ этой эктенiи?
Въ сугубой эктенiи находятся почти все те прошенiя, какiя находятся и въ начальной Великой эктенiи, и прошенiе о создателяхъ храма, — о плодоносящихъ и добродеющихъ въ храме, то есть, о жертвующихъ что-либо на пользу церкви и старающихся объ украшенiи ея, о труждающихся, поющихъ и о всехъ людяхъ, находящихся въ церкви. 
Что произноситъ дiаконъ после сугубой эктенiи?
 После сугубой эктенiи дiаконъ произносить эктенiю объ оглашенныхъ, побуждая прежде ихъ самихъ молиться о себе: помолитеся оглашеннiи Господеви, говоритъ онъ имъ. 
Кто такiе оглашенные?
Въ древнiя времена оглашенными назывались все те верующiе, которые приготовлялись еще только къ крещенiю. До крещенiя ихъ учили Закону Божiю, то есть тому, какъ они должны веровать, и какъ жить после крещенiя; что и называлось оглашенiемъ. Эти люди, после дiаконскаго возглашенiя: елицы оглашеннiи изыдите, выходили все изъ церкви, какъ недостойные быть при совершенiи великаго таинства Святаго Причащенiя.
Зачемъ же въ нынешнее время дiаконъ повелеваетъ оглашеннымъ выидти изъ Церкви, когда ихъ нетъ у насъ?
Хотя у насъ весьма редко бывають такiе оглашенные, какъ были въ древнiя времена; но те христiане, которые не повинуются правиламъ Святой церкви и живутъ такъ, какъ имъ самимъ выдумается, — эти христiане должны почитать себя оглашенными, то есть, недостоиными быть при совершенiи таинства Святаго Причащенiя. Какъ мать отгоняетъ отъ себя непослушнаго и непокорнаго ей сына, а иногда предаетъ его и суду, такъ и Святая Православная Церковъ, какъ мать наша, отлучаетъ отъ себя и предаетъ праведному суду Божiю всехъ техъ, которые не хотять покоряться Ей...
Какiе еще люди могутъ почитаться оглашенными?
Оглашенными могутъ почитаться еще те, которыхъ священникъ или духовный отецъ отлучилъ или не допустилъ до Святаго Причащенiя, какъ недостойныхъ. Этому мы видимъ примеръ и въ древнихъ временахъ. “Преподобный Венедиктъ однажды отлучилъ отъ Святаго Причащенiя двухъ благородныхъ и честныхъ девицъ за то, что оне осуждали и злословили всякаго, кто только попадался имъ на глаза или приходилъ на память, и ни за что не хотели отстать отъ этого большаго порока, несмотря на то, что Святый Венедиктъ грозилъ имъ, что онъ отлучитъ ихъ отъ Святаго Причащенiя, если оне не отстанутъ отъ злословiя. Господь ихъ наказалъ за ихъ дерзкое ослушанiе. Чрезъ несколько времени оне умерли, не испросивъ разрешенiя, и похоронены были, какъ благородныя, по тогдашнему обыкновенiю, въ церкви. Но когда стали совершать въ этой церкви Божественную Литургiю и дiаконъ, повелевалъ оглашеннымъ выидти изъ церкви, тогда многiе видели, какъ эти девицы выходили изъ гроба своего и изъ самой церкви вместе съ оглашенными. Это виденiе повторялось несколько разъ. Наконецъ объ этомъ сказали преподобному Венедикту. Узнавъ объ этомъ, онъ сжалился над девицами, и въ ту церковъ, где оне были похоронены, отослалъ просфору и велелъ вынуть изъ нея частицу о душахъ отлученныхъ имъ девицъ. После сего никто уже не виделъ этихъ девицъ, и все убедилисъ, что Господь принялъ молитву о душахъ ихъ.” Изъ этого видно, что отлученные отъ Святаго Причащенiя должны почитать себя оглашенными, а потому должны со смиренiемъ просить у духовнаго отца своего разрешенiя, обещаясь отстать отъ того порока, за который были отлучены отъ Святаго Причащенiя.
И такъ что ты долженъ подумать при дiаконскомъ восклицанiи: елицы оглашеннiи изыдите?
Въ это время я долженъ спросить‚ самаго себя: не принадлежу ли и я къ числу оглашенныхъ? — достоинъ ли я остаться въ церкви и находиться при совершенiи страшнаго Таинства? И‚ потомъ сказать: Господи! не исключай меня изъ числа верныхъ рабовъ Твоихъ! Хотя я и недостоинъ; но, надеясь на Твое милосердiе, остаюсь здесь и, какъ смиренный мытарь, котораго Ты Самъ похвалилъ, изъ глубины сердца взываю къ Тебе: Боже милостивъ буди мне грешному! Я постараюсь теперь исправиться; потому что страшусь быть въ числе оглашенныхъ, — страшусь, чтобы и на Страшномъ суде Твоемъ не быть отлученнымъ отъ верныхъ Твоихъ, — когда Ты скажешь оглашеннымъ грешникамъ: отыдите отъ Меня проклятiи въ огнь вечный, уготованный дiаволу и аггеломъ его (Матф. гл. 25, ст. 41).


БЕСЕДА ОСЬМАЯ.
8. О ВЕЛИКОМЪ ВХОДЕ СО СВЯТЫМИ ДАРАМИ.

Какъ бываетъ Великiй входъ со Святыми Дарами?
А Великiй входъ со Святыми Дарами бываеть такъ: отворяются Царскiя двери, на клиросе начинаютъ петь Иже Херувимы, а священникъ читаетъ тайную молитву; потомъ дiаконъ и священникъ идутъ къ жертвеннику; тамъ священникъ кладетъ на левое плечо дiакона большой покровъ, который называется воздухомъ, а на главу его ставитъ приготовленный для священнодействия хлебъ, который, называется Агнцемъ; священникъ же беретъ чашу съ виномъ, и оба выходятъ со Святыми Дарами на амвонъ, — впереди ихъ светильникъ. Остановившись противъ Царскихъ дверей, предъ народомъ, они поминаютъ Государя Императора, Государыню Императрицу, Наследника и весь Царский домъ, Святейшiй Сvнодъ, Архiерея и всехъ православныхъ христiанъ, чтобы Господь Богъ помянулъ ихъ во Царствiи Своемъ. После этого они уходятъ въ алтарь Царскими дверьми, священникъ ставитъ Святыя Дары на престолъ, снимаетъ съ нихъ малые покровы и, вместо нихъ, накрываетъ Дары большимъ покровомъ — воздухомъ, а Царскiя двери опять затворяются, и завеса церковная‚ задергивается.
Что напоминаетъ намъ Великiй входъ со Святыми Дарами?
Великiй входъ со Святыми Дарами‚ напоминаетъ намъ то, какъ Iисусъ Христосъ Сынъ Божiй, по зависти и злобе Iудеевъ, былъ распятъ ими на кресте, и умеръ за грехи наши, и какъ Онъ былъ погребенъ благочестивыми мужами Iосифомъ и Никодимомъ, во гробе Iосифа.
Что означаетъ, во время Великаго входа, жертвенникъ, къ которому идутъ священникъ и дiаконъ?
Во время Великаго входа со Святыми Дарами, жертвенникъ означаетъ ту гору Голгофу, на которой былъ распятъ и умеръ Господь нашъ Iисусъ Христосъ.
Кого напоминаютъ намъ въ это время священникъ и дiаконъ?
Священникъ въ это время напоминаетъ намъ собою Iосифа Аримафейскаго, а дiаконъ напоминаетъ намъ собою Никодима, которые шли погребать тело Iисуса Христа.
Что означаетъ въ это время воздухъ, который священникъ кладетъ на левое плечо дiакона?
Воздухъ или большой покровъ означаетъ въ это время то полотно или плащаницу, которую Iосифъ принесъ для того, чтобы обвить тело Iисусово.
Что означаютъ въ это время малые покровы на Святыхъ Дарахъ?
Одинъ покровъ означаетъ Iудейскiй Сударь, которымъ обвили голову Iисуса; а другой покровъ означаетъ погребальныя пелены.
Что означаетъ въ это время дымящееся кадило, которое виситъ на пальце дiакона?
Кадило означаетъ въ это время смирну и алой, которые принесъ Никодимъ для того, чтобы помазать тело Iисусово.
Что означаютъ въ это время Святые Дары, которые несутъ священникъ и дiаконъ?
Св. Дары означають въ это время Самого Iисуса Христа, Котораго Iосифъ и Никодимъ несли съ Голгофы для погребенiя въ гробнице Iосифовой. 
Что означаетъ въ это время поставленiе Святыхъ Даровъ на Престолъ?
Поставленiе Святыхъ Даровъ на престолъ означаетъ въ это время уже самое положенiе во гробъ пречистаго Тела Господа нашего Iисуса Христа; потому самому священникъ въ это время съ благоговенiемъ говоритъ: Благообразный Iосифъ съ древа снемъ пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвивъ благоуханми во гробе нове закрывъ положи.
А что означаетъ уже въ это время воздухъ, которымъ священникъ покрываетъ Св. Дары?
Воздухъ вместе съ завесою въ это‚ время означаетъ уже тотъ великiй камень, который Iосифъ и Никодимъ привалили ко дверямъ гроба.
Скажи мне по-русски песнь Иже Херувимы, которая поется во время Великаго входа?
“Мы, тайно изображая Херувимовъ, и съ ними воспевая Трисвятую песнь (то есть Аллилуiа) Животворящей Троице, отложимъ ныне все житейскiя попеченiя, дабы мы благоговейно могли подъять, то есть, принять къ себе Царя всехъ тварей, земныхъ и небесныхъ, Котораго‚ невидимо дорvносятъ, то есть сопровождаютъ, чины Ангельскiе.”
И такъ, что ты долженъ подумать во время Великаго входа со Святыми Дарами?
Какъ скоро отворятся Царскiя двери для Великаго входа, я долженъ вспомнить, какъ страдалъ, и какое терпелъ униженiе и позоръ Сынъ Божiй, чтобы темъ заплатить правосудiю Божiю за грехи наши; долженъ также вспомнить, какъ во время крестнаго страданiя нашего Спасителя вся природа содрогнулась отъ ужаса; а смотря на священника и дiакона, какъ на Iосифа и Никодима, погребавшихъ тело Господа, я долженъ припомнить всю исторiю смерти и погребенiя Iисуса Христа, и какъ Херувимы предъ престоломъ Божiимъ, такъ и я, съ благоговенiемъ и страхомъ, долженъ поклониться предъ Святыми Дарами, какъ предъ Теломъ Самого умершаго Спасителя, и наклонивши голову, долженъ изъ глубины сердца говорить: помяни мя Господи, егда прiидеши во царствiи Твоемъ!

БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ.
9. ОБЪ ЭКТЕНIИ ПОСЛЕ ВЕЛИКАГО ВХОДА, ИЛИ ОБЪ АНГЕЛЕ ХРАНИТЕЛЕ.

О чемъ мы молимся въ эктенiи после Великаго входа?
Въ эктенiи после Великаго входа, мы молимся о перенесенныхъ, на престолъ честныхъ Дарахъ, чтобы Господь освятилъ ихъ; молимся еще о томъ, чтобы Господь далъ намъ весь настоящiй день провести въ мире, то есть въ согласiи, и безъ греха, и чтобы далъ намъ Ангела мирна, верна наставника и хранителя, душъ и телесъ нашихъ; чтобы простилъ согрешенiя наши и далъ намъ христианскую кончину живота‚ нашего, то есть жизни нашей, дабы мы хорошо могли ответить на страшномъ суде Господнемъ.
 О какомъ Ангеле мирномъ и верномъ наставнике мы просимъ въ этой эктенiи?
Каждый человекъ имеетъ при себе Ангела Хранителя. Какъ скоро крестится человекъ, такъ Господь приставляетъ къ нему Ангела, добраго безплотнаго духа, который находится при христiанине во всю жизнь его, — часто невидимо избавляетъ отъ разныхъ бедствiй, иногда даже отъ смерти (Жит. Св. м. Февр. день 23, въ житiи Св. муч. Поликарпа); внушаетъ ему хорошiя мысли и наставляетъ его на добрыя дела. Если человекъ слушается своего Ангела и живетъ по-христiански, тогда Ангелъ Хранитель охраняетъ его отъ различныхъ опасностей и ходатайствуетъ за него у Бога, а если человекъ не слушается своего Ангела и живетъ не по-христiански, тогда Ангелъ удаляется отъ него, и вместо него окружаютъ того человека злые демоны. Эти демоны, при кончине жизни его, берутъ душу его въ адъ, и Ангелъ Хранитель уже не заступается за него, но изъ Ангела мирна делается грознымъ обличителемъ беззаконныхъ его делъ предъ судомъ Божiимъ. Потому мы и просимъ у Господа Ангела мирна, то есть, чтобы Господь не прогневался за грехи наши, и не велелъ удалиться отъ насъ Ангелу Хранителю нашему, и чтобы, при кончине жизни нашей, не демоны, а нашъ Ангелъ взялъ душу нашу и представилъ ее на небо къ лику святыхъ душъ.
Не знаешь ли ты примера тому какъ Ангелъ Хранитель бываетъ грозенъ при кончине беззаконника?
 Святый Андрей Юродивый виделъ однажды около умирающего беззаконника такого грознаго Ангела, видъ котораго былъ какъ пламень. Ангелъ, который былъ невидимъ другими, держалъ въ руке своей огненную палку. Онъ подошелъ къ больному и началъ бить его этою палкою, приговаривая: “еще ли ты хочешь беззаконничать и осквернять различныя лица? Ты притворялся, что ходишь къ утрени, а между темъ ходилъ на дiавольскiя дела.” И въ это время беззаконикъ испустилъ духъ свой, и душа его досталась въ руки демоновъ (Въ житiи Святаго Андрея Юродиваго м. Октября день 2-й). 
А скажи мне примеръ: чему въ особенности Ангелъ Хранитель научаетъ человека?
Однажды Святый Антонiй Великiй былъ въ унынiи, и ему стали приходить разныя худыя мысли, и онъ, испугавшись этого, воскликнулъ: “Господи! я хочу спастись; но самъ не знаю, что развлекаетъ меня... Покажи мне средство, какъ избегнуть отъ худыхъ помысловъ, научи меня спастись!” (Училище Благоч. Т. 2, часть 3, стр. 9, изданiе 6-е.) Чрезъ несколько времени Святый Антонiй вышелъ изъ своеи келлiи, и увиделъ незнакомаго человека, который сначала сиделъ за рукодельем, потомъ всталъ и молился; потомъ опять садился и плелъ корзинку, после того опять вставалъ молиться. Это былъ ангелъ въ виде инока (монаха). Между темъ, какъ Святый Антонiи смотрелъ на него, Ангелъ Хранитель сказалъ ему “такъ поступай и спасенъ будешь!”, то есть: трудись и молись, молись и трудись! И Ангелъ вдругъ сталъ невидимъ. Стало быть Ангелъ научаетъ человека въ особенности трудолюбiю и молитве. А изъ этого видно, что кто много трудится и усердно молится, тотъ слушается своего Ангела Хранителя и живетъ съ нимъ мирно.
И такъ что ты долженъ подумать при прошенiи объ Ангеле Хранителе!
Я долженъ вспомнить, какъ Ангелъ Хранитель бываетъ грозенъ для насъ въ страшный часъ смерти нашей, если мы въ продолженiе жизни не слушаемся его советовъ, которые онъ намъ внушаетъ; долженъ также вспомнить, чему въ особенности Ангелъ Хранитель научаетъ человека, и вместе съ темъ — усердно попросить Господа, чтобы Онъ далъ мне Ангела мирна, который бы, при кончине жизни моей, явился мне съ миромъ и любовiю, и былъ мирнымъ проводникомъ души моей въ Царство Небесное. 


БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ.
10. О СНЯТIИ ВОЗДУХА ИЛИ БОЛЬШАГО ПОКРОВА СЪ ЧЕСТНЫХЪ ДАРОВЪ, И О КОЛЕБАНIИ ЭТИМЪ ВОЗДУХОМЪ ВО ВРЕМЯ ПЕНIЯ ВЕРУЮ.

Что внушаютъ предстоящимъ христiанамъ священникъ и дiаконъ предъ пенiемъ Верую?
Безъ веры невозможно угодить Богу; но и вера безъ делъ, то есть, безъ любви къ ближнему, мертва. А потому священникъ и дiаконъ, предъ пенiемъ Верую, внушаютъ прежде всего иметь согласiе и любовь. Священникъ обращаясь къ предстоящимъ произносiтъ: миръ всемъ! а дiаконъ говоритъ: возлюбимъ другъ друга, да единомыслiемъ исповемы, то есть единодушно все прославимъ Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную.
Какое событiе воспоминаютъ священникъ и дiаконъ предъ пенiемъ Верую?
Предъ пенiемъ Верую, они воспоминаютъ воскресенiе Господа и Бога нашего Iисуса Христа въ третiй день по смерти Его.
Въ какое же именно время воспоминается воскресенiе Iисуса Христа?
Воскресенiе Iисуса Христа воспоминается въ то самое время, когда отдергивается церковная завеса, и дiаконъ возглашаетъ: двери, двери! — премудростiю вонмемъ! а священникъ снимаетъ съ честныхъ Даровъ воздухъ и колеблетъ имъ надъ Дарами, читая про себя Верую... что самое въ это время поется и на клиросе.
Что означаетъ возглашенiе дiакона: двери, двери?
Дiаконъ, воспоминая воскресенiе Господа, какъ бы такъ говоритъ: двери, двери отворились, которыми былъ запертъ Iисусъ Христосъ: Онъ возсталъ изъ мертвыхъ, камень и печать не удержали Его, и стражи-воины разбежались все отъ страха!
Что напоминаетъ намъ въ это время отнятiе завесы и снятiе воздуха съ честныхъ Даровъ?
Такъ какъ воздухъ и церковная завеса, съ окончанiемъ Великаго входа, означали до сего времени тотъ камень, который былъ приваленъ ко гробу Господню; то и отнятiе завесы и снятiе воздуха напоминаютъ намъ ту самую минуту, когда Ангелъ Господень отвалилъ камень отъ дверей гроба.
Что напоминаетъ намъ въ это время колебанiе воздуха?
Колебанiе воздуха напоминаетъ намъ о томъ землетрясенiи, которое было при воскресенiи Iисуса Христа. Колебанiе воздуха еще означаетъ и веянiе Святаго Духа надъ Дарами. 
Почему, при воспоминанiи воскресенiя Господня, поется Верую?
Потому что Iисусъ Христосъ воскресенiемъ Своимъ вполне утвердилъ нашу веру въ Него какъ въ Сына Божiя, а также и веру въ Его Таинства, безъ которыхъ невозможно спастись человеку. Воскресенiе Iисуса Христа есть самое сильнейшее доказательство веры нашей.
Что значатъ слова: премудростiю вонмемъ, которыя дiаконъ произноситъ тотчасъ же после словъ — двери, двери?
Премудростiю въ это время называется Самъ воскресшiй Iисусъ Христосъ; а потому слова премудростiю вонмемъ можно перевесть такъ: чрезъ воскресшаго Сына Своего, какъ чрезъ Свою великую премудрость Богъ Отецъ ясно показалъ намъ, какъ и въ кого мы должны верить; и эту веру святые отцы изложили намъ письменно въ Сvмволе веры; а потому вонмемъ! то есть, будемъ слушать со вниманiемъ Сvмволъ Веры нашей, который сейчасъ будутъ петь на клиросе.
Что ты долженъ делать во время пенiя Верую?
И я также долженъ прочитать про себя весь Символъ Веры, поклониться воскресшему Господу Iисусу, и сказать: Утверди мя, Господи, въ истинней сей вере, и даждь мне до конца пребывати въ ней, чтобы и я, въ день всеобщаго воскресенiя явился предъ Тобою въ числе истинно верующихъ.


БЕСЕДА ОДИННАДЦАТАЯ.
11. О ВОСПОМИНАНIИ ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ, И О СОВЕРШЕНIИ ТАИНСТВА СВЯТАГО ПРИЧАЩЕНIЯ.

Что делаютъ священникъ и предстоящiе предъ воспоминанiемъ Таиной Вечери и предъ совершенiемъ Таинства Святаго Причащенiя?
Священникъ и дiаконъ предъ воспоминанiемъ Таиной Вечери и предъ совершенiемъ таинства Святаго Причащенiя, убеждаютъ предстоящихъ стоять добре, стоять со страхомъ, — вниманiемъ и христiанскою любовiю; — чтобы они сердца свои устремили горе, то есть къ небу, и благодарили Господа такъ, какъ благодарятъ и хвалятъ Его на небе Херувимы и Серафимы, победную, то есть, хвалебную песнь поюще, вопiюще, взывающе и глаголюще. А предстоящiе словами, имамы ко Господу, обещавшись быть на это готовыми, поютъ: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней; и потомъ поють Херувимскую песнь: Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоеъ, исполнъ (то есть полны) небо и земля славы Твоея! — и къ этой Херувимской песни прибавляютъ хвалебную песнь Еврейскихъ отроковъ: Осанна въ вышнихъ (слава Всевышнему). Благословенъ Грядый во имя Господне! Осанна въ вышнихь! А священникъ въ это время воздаетъ хвалу благодаренiе Богу тайными молитвами.
Какъ воспоминается Тайная Вечеря?
Тайная Вечеря воспоминается такъ: священникъ, въ тайной молитв къ Богу Отцу, — воспомянувъ все благодеянiя Божiи, указываетъ на святый хлебъ, и возглашаетъ словами Самого Iисуса Христа: прiимите, ядите, сiе есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставленiе грехов и потомъ, указывая на чашу съ виномъ, продолжаетъ: пiите отъ нея вси: сiя есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многiя изливаемая во оставленiе греховъ; а предстоящiе, въ знакъ веры своей въ эти слова Господни, поютъ Аминь!
После сего священникъ начинаеть совершать самое Таинство.
Какъ священникъ совершаетъ Таинство Святаго Причащенiя?
Священникъ, втайне воспомянувъ крестъ, гробъ, тридневное воскресенiе Iисуса Христа, одесную Бога Отца седенiе Его, второе и славное паки пришествiе Его на землю, указуя на Святые дары, громко возглашаетъ: Твоя отъ Твоихъ, Тебе, приносяще о всехъ и за вся! то есть священникъ какъ бы такъ говорить: “Отче небесный! вотъ Твои Дары. Твой хлебъ и вино, которыя избраны и заповеданы намъ Единороднымъ Сыномъ Твоимъ, — мы приносимъ ихъ Тебе въ жертву о всехъ и за все благодеянiя Твои, которыя Ты оказалъ намъ чрезъ возлюбленнаго Сына Твоего…” Потомъ священникъ, воздевая руки свои къ небу, молится о низпосланiи Святаго Духа, и три раза произноситъ молитву: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа въ третiй часъ Апостоломъ Твоимъ ниспославый, Того, Благiй, не отъими отъ насъ, но обнови насъ молящихтися. После сего онъ, благословляя хлебъ, говоритъ: и сотвори убо хлебъ сей честное Тело Христа Твоего! — потомъ совершаетъ благословенiе надъ чашею и говоритъ: а еже въ чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, и наконецъ, благословляя вместе обоя, говоритъ: преложивъ Духомъ Твоимъ Святымъ! Въ эту самую минуту, действiемъ Святаго Духа, хлебъ пресуществляется въ Тело Христово, а вино въ Кровь Христову.
Что въ это время поютъ на клиросе?
Въ это время на клиросе доканчиваютъ благодарственную Богу песнь: Тебе поемъ, Тебе благословимъ, Тебе благодаримъ, и молимтися Боже нашъ.
Когда ты слышишь пенiе и молимтися Боже нашъ, тогда что ты долженъ делать?
Когда поють: Тебе поемъ, Тебе благословимъ, Тебе благодаримъ, тогда и я долженъ говорить про себя ту же молитву, какую говоритъ и священникъ: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа... а когда поютъ уже и молимтися Боже нашъ, тогда я долженъ съ благоговенiемъ поклониться до земли; потому что въ это время, на престоле находится уже подъ видомъ хлеба истинное Тело Христово, а подъ видомъ вина истинная Кровь Христова. Самъ священникъ въ это время кланяется предъ Теломъ и Кровiю Христовой до земли.
Для чего предъ совершенiемъ таинства Святаго Причащенiя бываетъ благовестъ, который называется къ - достойно?
Этотъ благовестъ къ-достойно бываеть въ особенности для того, чтобы, те, которыхъ нетъ въ церкви, услыхавъ его, знали, что въ это время совершается страшное и великое Таинство, и благоговели предъ Богомъ; а потому они должны въ это время, если сидятъ‚ встать, — а если идутъ, остановиться и, съ благоговенiемъ сделавъ крестное знаменiе, прочитать какую-нибудь молитву, и благодарить Господа за Его великiя милости къ намъ грешникамъ.


БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ.
12. О ВЕЛИЧАНIИ БОЖIЕЙ МАТЕРИ, О МОЛИТВЕ ЗА ЖИВЫХЪ И УМЕРШИХЪ И О ПРИГОТОВЛЕНIИ КЪ ПРИНЯТIЮ СВЯТЫХЪ ТАИНЪ.

Что делаютъ священникъ и предстоящiе после совершенiя Святаго Таинства?
Священникъ, после совершенiя Св. Таинства, втайне благодаритъ Бога за всехъ Святыхъ, которыхъ Онъ удостоилъ быть при Себе и ходатайствовать за насъ у престола Его; Изрядно же, то есть отлично оть всехъ Святыхъ, священникъ благодаритъ Бога за Пресвятую Богородицу, какъ самую величайшую за насъ ходатаицу предъ Богомъ. Для такого отличiя, священникъ уже не втаине, но громко возглашаетъ: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице , и Приснодеве Марiи! А предстоящiе величаютъ Ее похвальною песнiю: Достоино есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего! Честнейшую Херувимъ, и славнейшую безъ сравненiя Серафимъ, безъ истленiя Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаемъ!
Кого поминаетъ священникъ во время пенiя Достойно есть?
Во время пенiя этой похвальной песни Пресвятои Богородице, священникъ поминаетъ всехъ усопшихъ, которые умерли съ верою въ Iисуса Христа и съ надеждою на будущую жизнь; потомъ поминаетъ и всехъ живыхъ, — поминая при этомъ Государя Императора и весь Царствующiй Домъ по-именно, и продолжая поминовенiе, возглашаетъ: помяни Господи Святейшiй Правительствующiй Сvнодъ... а предстоящiе поютъ: и всехъ и вся! то есть: помяни, Господи, всехъ мужчинъ и всехъ женщинъ, дабы мы все могли едиными усты и единымъ сердцемъ славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа... эти слова произноситъ уже отъ лица всехъ самъ священникъ.
Что ты долженъ делать тогда, когда священникъ, поминаетъ живыхъ и умершихъ?
Тогда и я долженъ помолиться о Государе о родителяхъ и родственникахъ — живыхъ и умершихъ, о духовномъ отце, о наставникахъ и благодетеляхъ моихъ, о христолюбивомъ воинстве, и вообще о всехъ православныхъ христiанахъ, дабы Господь излилъ на нихъ милости Свои. 
Какъ бываеть приготовленiе къ принятiю Святыхъ Таинъ?
Предъ принятiемъ Святыхъ Таинъ, дiаконъ произноситъ эктенiю, въ которой, мы молимся прежде всего о пренесенныхъ и освященныхъ честныхъ Дарахъ, то есть, о томъ, чтобы Господь, чрезъ священные Дары, освятилъ и насъ, и ниспослалъ намъ Божественную благодать и даръ Святаго Духа. А после эктенiи священникъ просить Бога, чтобы Онъ сподобилъ насъ смело называть Его Отцемъ Небеснымъ, — и сподоби насъ, Владыко, возглашаетъ священникъ, со дерзновенiемъ, неосужденно смети призывати Тебе Небеснаго Бога Отца и глаголати, то есть, Отче нашъ! и предстоящiе поютъ молитву Господню Отче нашъ.
Для чего Отче нашъ поется предъ принятiемъ Св. Таинъ?
Отче нашъ, поется предъ принятiемъ Святыхъ Таинъ для того, чтобы напомнить христiанамъ, что Тело и Кровь Христовы могутъ принимать одне только истинныя дети Отца Небеснаго; а истинными детьми Отца Небеснаго могутъ назваться только те христiане, которыя охотно стараются исполнить Святую волю Его и живутъ, между собою въ мире и согласiи, какъ дети одного отца, — какъ братья, потому священникъ, по окончанiи молитвы Господней, и говоритъ предстоящiмъ: миръ всемъ! а дiаконъ говоритъ главы ваша Господеви приклонiте! Какъ бы такъ говорятъ они: ,,христiане! будьте мирны, какъ братья, будьте смиренны умомъ и сердцемъ, будьте покорны Отцу вашему Небесному, чтобы достойно принимать величайшiй даръ Божiй — Святыя Тайны.”
Что означаетъ въ это время возглашенiе дiакона вонмемъ?
Дiаконъ, возглашая вонмемъ, какъ бы такъ говоритъ: “христiане! будьте осторожны, и со вниманiемъ послушайте, что скажеть вамъ сейчасъ священникъ.
Что въ это время говоритъ священникъ?
Священникъ громко возглашаетъ Святая святымъ! то есть, онъ какъ бы такъ говорить: ,,христiане! я такой же подобострастный человекъ, какъ и вы, и не знаю мыслей вашихъ; но говорю вамъ: будьте святы! потому что Христосъ, Котораго вы хотите принять въ себя, въ Теле и Крови Его, есть Богъ святъ и обитаетъ только во святыхъ.” Святая святымъ!
Что отв?чаютъ на это возглашенiе предстоящiе?
По возглашенiи: Святая святымъ, предстоящiе смиренно сознаются въ своемъ недостоинстве и поють: Единъ святъ, единъ Господь, Iисусъ Христосъ, во славу Бога Отца Аминь; эктенiи то есть, одинъ святъ только Сынъ Божiй Iисусъ Христосъ, и чрезъ Него только одного мы, можемъ сделаться святыми.
Что ты долженъ подумать въ это время?
Я долженъ въ это время припомнить грехи мои и, сознавая свое недостоинство предъ Богомъ, долженъ съ сокрушеннымъ сердцемъ говорить: Верую, Господи, и исповедую яко Ты еси воистинну Христосъ Сынъ Бога живаго, пришедый въ мiръ грешныя спасти, отъ нихъ же первый есмь азъ!... молюся убо Тебе помилуй мя.


БЕСЕДА ТРИНАДЦАТАЯ.
13. О ПОЯВЛЕНIИ СВЯТЫХЪ ДАРОВЪ ПРЕДСТОЯЩИМЪ И О ПРИНЯТIИ СВ. ТАИНЪ.

Какъ бываетъ появленiе Святыхъ Даровъ предстоящiмъ?
Когда отворяются Царскiя двери, тогда дiаконъ съ благоговенiемъ беретъ чашу, въ которой находятся Тело и Кровь Христовы и, показывая ее въ Царскихъ дверяхъ народу, громко возглашаетъ: со страхомъ Божiимъ и верою приступите! А на клиросе поютъ: благословенъ Грядый во имя Господне, Богъ Господь и явися намъ!
Что означаетъ въ это время появленiе Святыхъ Даровъ предстоящiмъ христiанамъ?
Появленiе Святыхъ Даровъ въ это время означаетъ явленiе Iисуса Христа ученикамъ Своимъ по воскресенiи.
А потому что ты долженъ вспомнить при появленiи Святыхъ Даровъ народу?
Смотря на Святую чашу, я долженъ‚ припомнить, какъ Iисусъ Христосъ, по воскресенiи Своемъ являлся ученикамъ Своимъ, и съ благоговенiемъ долженъ поклониться предъ чашею до земли, какъ предъ Самимъ воскресшимъ Христомъ, и долженъ вместе съ поющими сказать: Благословенъ Грядый во имя Господне, Богъ Господь и явися намъ! потому что въ Святой чаше находится въ это время Самъ Господь, истиннымъ Теломъ и истинною Кровiю Своею.
Что означаетъ возглашенiе дiакона: со страхомъ Божiимъ и в?рою приступите?
Дiаконъ, возглашая: со страхомъ Божiимъ и верою приступите, какъ бы такъ говоритъ ,,христiане! почувствуйте ваше недостоинство предъ правосуднымъ и всеведущимъ Богомъ, и твердо веруйте, что въ этомъ священномъ сосуде сокрыты пречистое Тело Христово и святейшая Кровь Его! а потому приступайте къ сей чаше съ глубокимъ смиренiемъ и страхомъ Божiимъ!
Не знаешь ли ты примера тому, какъ видъ хлеба и вина изменялся въ видъ настоящаго Тела и Крови Христовыхъ?
Во время жизни Святаго Григорiя, Двоеслова, одна женщина принесла въ церковь просфоры для совершенiя на нихъ Божественнои Литургiи. Въ это время совершалъ Литургiю самъ Григорiй Двоесловъ. Когда онъ сталъ причащать народъ, тогда подошла и эта женщина, чтобы причаститься Святыхъ Таинъ. Но услышавъ, что Святый Григорiй, причащая каждаго, говоритъ: Животворящее Тело Господа нашего Iисуса Христа преподается (въ житiи Святаго‚ Григорiя Двоеслова мес. Мартъ, 12 день) (такому-то), эта женщина улыбнулась. Святый Григорiи, остановившись, спросилъ женщину: “что ты смеешься?” Женщина отвечала ему: “для меня кажется страннымъ, Владыко, что хлебъ, который я испекла собственными моими руками, ты называешь Теломъ Христовымъ.” Святый Григорiй, видя ея неверiе, помолился Богу, и вдругъ видъ хлеба изменился въ видъ настоящаго человеческаго тела. Все стоявшiя въ церкви, увидя вместо хлеба, кровавое человеческое тело, вполне убедились, что подъ видомъ хлеба и вина, имъ преподается Тело и Кровь Христовы, и все прославляли и благодарили Господа. Святый же Григорiй опять помолился Богу, и видъ тела человеческаго изменился опять въ видъ, хлеба. Тогда женщина со страхомъ и несомненною верою приняла хлебъ и вино, какъ истинное Тело и какъ истинную Кровь Христовы.
Для чего христiане причащаются Тела и Крови Христовыхъ?
Христiане причащаются Тела и Крови Христовыхъ для того, чтобы соединиться съ Господомъ Iисусомъ Христомъ, Который очищаетъ все грехи наши. Онъ Самъ сказалъ: “Ядущiй Мою Плоть и пiющiй Мою Кровь во мне пребываетъ, и Я въ немъ” (Iоан. Гл. 6 ст. 56) Поэтому, кто неосужденно причащается Святыхъ Таинъ, тотъ твердо долженъ надеяться на благость Божiю. Онъ и на земле пребываетъ съ милосердымъ Господомъ, и на небе будетъ вечно находиться съ Нимъ, если еще на земле самъ не удалится отъ Него.
Какъ ты долженъ принимать Тело и Кровь Христовы?
Подходя ко Святой чаше, я долженъ, въ знакъ любви и благоговенiя къ Богу, крестообразно приложить руки свои къ груди; а принявши въ себя Тело и Кровь Христовы, я долженъ поцеловать край чаши, какъ самое ребро Христово, изъ котораго истекла кровь и вода, и потомъ сделавъ (простой) поклонъ, принять теплоту и антидоръ.
Что говорить священникъ по принятiи предстоящiми Святыхъ Таинъ, и что ему отвечаютъ предстоящiе въ церкви?
По принятiи Св. Таинъ, священникъ обращается къ предстоящiмъ и, какъ бы поздравляя ихъ съ полученiемъ Святыхъ Даровъ, благословляетъ ихъ и возглашаетъ: спаси, Боже, люди твоя и благослови достоянiе Твое! А предстоящiе, въ знакъ благодарности къ Богу, исчисляютъ благодеянiя, которыя они получили отъ Нераздельной Троицы: видехомъ свете истинный, поютъ они, прiяхомъ Духа Небеснаго, обретохомъ веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся, Та бо насъ спасла есть!


БЕСЕДА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ.
14. О ПЕРЕНЕСЕНIИ СВЯТЫХЪ ДАРОВЪ СЪ ПРЕСТОЛА НА ЖЕРТВЕННИКЪ.

Какъ бываетъ перенесенiе Св. Даровъ съ престола на жертвенникъ?
Священникъ беретъ чашу съ остатками Святыхъ Даровъ, обращается съ нею къ предстоящiмъ и, показывая имъ въ последнiй разъ Дары, возглашаетъ: всегда, ныне и присно и во веки вековъ! и относитъ ихъ на жертвенникъ, где встречаетъ ихъ дiаконъ и кадитъ.
Что означаетъ перенесенiе Св. Даровъ съ престола на жертвенникъ?
Перенесенiе Святыхъ Даровъ съ престола на жертвенникъ означаетъ то, что Iисусъ Христосъ въ сороковый день по воскресенiи Своемъ въ последнiй разъ являлся ученикамъ Своимъ и предъ глазами ихъ вознесся на небо.
Что означаетъ возглашенiе священника при показанiи Святыхъ Даровъ: всегда, ныне и присно и во веки вековъ?
Священникъ этими словами напоминаетъ предстоящiмъ христiанамъ о томъ обещанiи Iисуса Христа, которое Онъ далъ предъ вознесенiемъ; именно, что Iисусъ Христосъ будетъ невидимо находиться съ христiанами до скончанiя века, и въ будущей жизни — во веки вековъ.
Что означаетъ въ это время‚ престолъ?
Престолъ въ это время означаетъ ту Елеонскую гору, съ которой вознесся Iисусъ Христосъ на небо.
А что означаетъ въ это время жертвенникъ?
Жертвенникъ, на который относятъ Святыя Дары, означаетъ въ это время самое небо, куда вознесся Iисусъ Христосъ; а поставленiе на него Святыхъ Даровъ должно напомнить намъ о славномъ сид?нiи Iисуса Христа одесную Бога Отца.
Что означаетъ въ это время кажденiе?
Куренiе фимiама у жертвенника напоминаетъ намъ сошествiе Святаго Духа на Апостоловъ.
Для чего, во время перенесенiя Святыхъ Даровъ, христiане поютъ: да исполнятся уста наши хваленiя Твоего, Господи?
Такъ какъ перенесенiе Святыхъ Даровъ означаетъ вознесенiе Iисуса Христа; а Апостолы, по вознесенiи Его, безпрестанно хвалили и прославляли Бога: то и мы, при воспоминанiи вознесенiя Господня подражая Апостоламъ, желаемъ, чтобы и наши уста сделались способными хвалить и прославлять Бога, — въ особенности за то, что Онъ удостоиваетъ насъ причащаться Святымъ, Божественнымъ, Безсмертнымъ и Животворящимъ Тайнамъ Своимъ.
И такъ, что ты долженъ подумать, во время перенесенiя Святыхъ Даровъ съ престола на жертвенникъ?
Я долженъ привести себе на память вознесенiе Господа нашего Iисуса Христа, и, поклонясь Святымъ Дарамъ, какъ Самому вознесшемуся Спасителю, долженъ вспомнить, при вознесенiи Господнемъ, слова Ангеловъ о будущемъ пришествiи Господнемъ на землю, и спросить самаго себя: “готовъ ли я на праведный судъ Божiи? достойны ли уста мои воспевать на небе славу Божiю? — что если нынешнюю ночь, а можетъ быть, и ньнешнiи день нечаянная смерть заградитъ мне путь къ покаянiю? — Съ чемъ и какъ тогда явлюсь я къ праведному Судiи, когда Онъ приидетъ судить живыхъ и мертвыхъ”.


БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ.
15. О КОНЦЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГIИ ИЛИ О ВЫХОДЕ ИЗЪ ЦЕРКВИ.

Что говоритъ священникъ въ конце Божественной Литургiи или Обедни?
Священникъ, извещая предстоящiхъ, что Божественная Литургiя кончилась, возглашаетъ: съ миромъ изыдемъ! то есть, въ любви и согласiи будемъ выходить изъ церкви; а предстоящiе поютъ: о имени Господнемъ! то есть, мы не иначе будемъ выходить изъ церкви, какъ во Имя Господне. Потомъ, священникъ выходитъ изъ алтаря и читаетъ окончательную молитву: Благословляяй благословлящiя Тя Господи, которая называется за-амвонною молитвою, потому что она читается за амвономъ.
О чемъ священникъ молится, въ за-амвонной молитве?
Священникъ въ за-амвонной молитве проситъ Бога, чтобы Онъ сохранилъ невредимо православную церковь, освятилъ любящихъ украшать домъ Господень; чтобы даровалъ миръ всему мiру, церквамъ, Священникамъ, Государю Императору, воинству и всемъ людямъ, потому что всякое даянiе благое и всякъ даръ совершенный исходитъ отъ Бога; а въ конце молитвы, отъ лица всехъ воздаетъ славу и благодаренiе и поклоненiе Отцу и Сыну и Святому Духу.
Что делаетъ священникъ предъ выходомъ изъ церкви?
Священникъ, благословляя предстоящiхъ оть имени Самого Бога, возглашаетъ: Благословенiе Господне на насъ, Того благодатiю и человеколюбiемъ; то есть, по Своей милости и человеколюбiю, Самъ Богъ благословляетъ васъ, христiане, и вы теперь выходите изъ церкви съ благословенiемъ Божiимъ.
Чему ты можешь научиться изъ этого?
Изъ этого я могу научиться тому, что если я выйду изъ церкви, безъ уважительной причины, до окончанiя службы Божiей; то я выйду безъ благословенiя Святой церкви и безъ благословенiя Божiя.
А какъ священникъ отпускаетъ предстоящiхъ?
Священникъ, отпуская изъ церкви предстоящiхъ христiанъ, прежде обращается къ Iисусу Христу и возглашаетъ: слава Тебе, Христе Боже, упованiе наше, слава Тебе! – а потомъ уже обращается къ предстоящiмъ, которые также возсылаютъ славу Отцу и Сыну и Святому Духу, и уверяетъ ихъ, что по молитвамъ Пречистой Богоматери, Апостоловъ и всехъ Святыхъ, Христосъ истинный Богъ нашъ помилуетъ и спасетъ насъ, потому что Онъ благъ и человеколюбецъ. А выходящiе изъ церкви, въ надежде на молитвы Пречистой Богородицы и всехъ Святыхъ, просятъ Бога, чтобы Онъ сохранилъ на многая л?та Благочестивейшаго Государя Iмператора и весь Царствующiй домъ Его, Святешiй Сiнодъ, Архiерея и всехъ православныхъ христiанъ.
После сего Царскiя двери затворяются совсемъ и христiане выходятъ изъ церкви. Что ты долженъ подумать тогда, когда Царскiя двери затворяются совсемъ?
Когда, по окончанiи Литургiи, Царскiя двери затворяются совсемъ, да я долженъ вспомнить, что по кончине мiра, кончится на земле и Божественная Литургiя, и никакiя молитвы не могутъ уже тогда помочь намъ; потому что двери Царствiя Небеснаго затворятся навсегда для нераскаянныхъ грешниковъ.


16. ЗАКЛЮЧЕНIЕ

Видите, братiя! сколько находится для насъ назидательнаго и спасительнаго въ Божественной Литургiи или Обедни! Постарайтесь же запомнить все, что вамъ говорено; а грамотные изъ васъ пусть читаютъ это толкованiе каждое Воскресенiе, въ особенности до Обедни: а во время Обедни постарайтесь замечать то, о чемъ вы читали или слушали, да и другимъ — незнающимъ, постарайтесь передать то, что вы поняли. Кто самъ любитъ и делаетъ добро и другихъ учитъ добру, тотъ велiй наречется въ Царствiи Небеснемъ, по слову Спасителя.

Молитва о Государе .
Господи, Боже наш, великий и многомилостивый! Во умилении сердец наших смиренно молимся Тебе: сохрани под кровом Твоея благости от всякаго злаго обстояния БЛАГОВЕРНАГО ГОСУДАРЯ и Отца нашего рода царствующего Князя (егоже имя, Ты, Господи, веси) : огради его на всех путех Его святыми Твоими ангелы, да ничтоже успеет враг на Него, и сын беззакония не приложит озлобити Его: исполни Его долготою дней и крепостию сил, да совершит вся во славу Твою и во благо людей своих. Мы же, всеблагому Твоему промышлению о Нем радующеся, благословим и прославим всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.





 


Назад к списку